RADIOCHIEF.RU
О гражданской радиосвязи 27МГц
Просто о сложном
2014-2015г.
radiochief.ru
2
Многие перепробовали разные моделей раций и антенн и неоднократно обращались с
проблемами к настройщикам и в серьёзные Фирмы. Если многократные замены оборудования
«не сняли» проблем со связью – то в этой книге вы найдете ответы на свои вопросы.
radiochief.ru
3
Оглавление
Введение ... 6
Раздел 1. «Радиосвязь Гражданского Диапазона Частот 27МГц» .......................................................... 6
История гражданской радиосвязи 27МГц ............................................................................................. 6
Цели гражданской радиосвязи ... 7
Регистрация Си-Би радиостанций ... 8
Раздел 2. Автомобильные радиостанции диапазона 27МГц .................................................................. 8
Сетки частот ... 8
Стандарт частоты ... 8
Устройство радиостанции ... 9
Передатчик. Стандарт мощности ... 9
Приёмник радиостанции ... 10
Органы управления радиостанцией ... 10
Устройства индикации радиостанции ................................................................................................. 10
Ошибки управления и настройки радиостанции ............................................................................... 11
Инструкция радиостанции ... 12
Определение «назначения радиостанции»........................................................................................ 14
Неисправности радиостанций ... 16
Как проще всего определить целесообразность ремонта? .............................................................. 17
Профилактика ремонта радиостанций ................................................................................................ 17
О выборе радиостанций ... 18
Раздел 3. Дальность связи ... 19
От чего зависит дальность связи ... 19
От чего дальность приёма не зависит ................................................................................................. 20
Расстояние передачи ... 22
Расстояние приёма ... 22
Аномальный или «сверхдальний приём», «дальние прохождения» .............................................. 23
Раздел 4. Антенны автомобильных радиостанций ................................................................................ 23
Как выбрать антенну для связи ... 23
Об УСИЛЕНИИ антенн... 24
О дальности работы антенн ... 24
Типы антенн автомобильных радиостанций ...................................................................................... 26
Установка антенны на автомобиль ... 26
Что «не следует делать» при монтаже врезных антенн .................................................................... 27
Почему недопустимо расположение антенны рядом с вертикальным металлом? ....................... 28
radiochief.ru
4
Высота установки ... 28
Почему антенне необходима поверхность размещения? ................................................................. 29
Установка антенн на магнитном основании ....................................................................................... 29
Возможные проблемы с эксплуатацией антенн на магнитном основании ..................................... 30
Что «нельзя делать» с антеннами на магните .................................................................................... 30
Недостатки антенн на магните ... 30
Настройка антенн автомобильных радиостанций ............................................................................. 30
Цель настройки ... 30
Что настраивается у антенны? ... 30
Периодичность настройки ... 30
В каких случаях антенна «не настраивается»? ................................................................................... 31
Процесс настройки антенны ... 32
На что специалист обращает внимание в процессе настройки ........................................................ 32
Немного о КСВ-метре ... 33
К чему стремятся в процессе контроля КСВ? ...................................................................................... 33
Проблема качества антенн ... 34
Выявление некачественных антенн ... 34
Техническое обслуживание антенн ... 35
Неисправности антенных систем ... 35
Неисправности врезных антенн ... 36
Неисправности антенн на магните ... 37
Итоги раздела ... 37
Раздел 5. Электропитание радиооборудования .................................................................................... 39
Проблемы питания электрооборудования ......................................................................................... 39
Как правильно подключить радиостанцию в грузовике с бортовым напряжение 24В? ................ 40
Как выбрать преобразователь для использования в автомобиле с напряжением бортовой сети
24 Вольта? ... 41
Что КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя делать с электропроводкой на 24 -х Вольтовых автомобилях ......... 41
Подключение радиостанции на 12-ти Вольтовом автомобиле. ....................................................... 42
Общие для 24-х и 12-ти Вольтовых автомобилей проблемы ............................................................ 42
Преимущества подключения только одним проводом к АКБ .......................................................... 42
Недостатки подключения только одним проводом к АКБ ................................................................ 43
Преимущества подключения двумя проводами к АКБ...................................................................... 43
Недостатки подключения двумя проводами к АКБ ........................................................................... 43
Проблема «ЖУЧКОВ». ... 43
radiochief.ru
5
Раздел 6. Помехи радиоприёму ... 44
Естественные или природные помехи ................................................................................................ 45
«Индустриальные помехи» или помехи от электрооборудования вне автомобиля ...................... 45
Искусственные или «злонамеренные помехи» .................................................................................. 45
«Псевдо искусственные помехи»... 45
Помехи от штатного электрооборудования автомобиля .................................................................. 46
Что является неисправным электродвигателем? ............................................................................... 47
Вопрос: ... а фильтр поставить стоит? .................................................................................................. 47
Как снизить уровень помех на автомобилях? .................................................................................... 48
Помехи от «нештатного» электрооборудования автомобиля .......................................................... 48
«Псевдо Ксенон» ... 48
Фильтры электропитания для автомагнитолы ................................................................................... 49
Раздел 7. Выбор радиостанции ... 49
О целях, с которыми рации приобретают ........................................................................................... 49
Что делать в случаях, когда «рация влияет на автомобиль»? ........................................................... 50
Радиостанции бывшие в употреблении .............................................................................................. 52
О «МОДИФИКАЦИИ» раций ... 52
Если Вам «помогли» в выборе в «Салоне связи», на «Фирме» или на рынке ................................ 53
Заключение ... 53
Уважаемые водители! ... 54
От редакторов и оформителей ... 55
radiochief.ru
6
Введение
Водители грузовиков и легковушек в отличие от радиолюбителей используют радиосвязь для
обмена полезной информацией на незначительных расстояниях от 3-х до 10-ти километров.
Именно для получения оперативной обстановки на дороге она и нужна. Поскольку различны
цели, с которыми используют радиосвязь, различными будут и требования к надёжности
оборудования, поэтому не одинаковы и рекомендации по поддержанию текущей
работоспособности оборудования для этих разных пользователей.
Различаются и условия эксплуатации оборудования:
рацию используют постоянно на грузовике водитель профессионал
рацию используют «по случаю»;
для разовых поездок на дачу на легковом автомобиле;
Часто, рация находится в «тепличных» условиях «радиоклуба» или дома на кухне. Домашние
условия несравнимы с «жестокой» круглосуточной эксплуатацией раций на грузовиках. Мы
рассмотрим особенности выбора, эксплуатации и обслуживания раций и антенн, используемых
для оперативной радиосвязи на трассах. Не оставим без внимания и проблемы со связью на
легковых автомобилях.
Со временем, появилась необходимость в детализации и упорядочении этого «объёмного»,
разрозненного и часто противоречивого материала. В качестве материала для изложения
использованы результаты общения на «Форуме о связи и навигации» а также многолетняя
практика ремонта и обслуживания раций и антенн. Технические характеристики оборудования
взяты из «Руководств пользователя» раций, паспортов антенн, документации устройств
электропитания и результатов измерений.
Раздел 1. «Радиосвязь Гражданского Диапазона Частот 27МГц»
История гражданской радиосвязи 27МГц
«Эволюция» радиосвязи началась с экспериментов Попова, Маркони и Николы Тесла в конце 19-
го начале 20-го веков. Результаты работ Попова известны пользователям радио и телевидения,
следствием деятельности г-на Маркони стала «платность» услуг связи, последователями
«ионизатора эфира» Н. Тесла являются многочисленные любители дальней и сверх дальней
радиосвязи. Более полувека понадобилось правительствам и чиновникам разных стран, чтобы
понять – использование радиосвязи возможно и необходимо не только «в милитаристских»,
коммерческих и «научных» целях. Этот ресурс должен быть доступен и простым гражданам.
Первыми «гражданскими» пользователями эфира стали радиолюбители, применившие
радиосвязь в «мирных» целях. Усилия энтузиастов увенчались успехом – граждане многих стран
получили возможность пользоваться беспроводной связью для общения. В 1957 году, для
использования радиосвязи в личных целях в США был предоставлен диапазон 27 МГц,
получивший название «Citizen Band» - «Диапазон для Граждан», и сокращенно по русски, «СиБи».
Первыми в США новую связь «с конструктивной целью защиты от полиции» начали использовать
«дальнобойщики» США, многие из нас помнят легендарный кинофильм «Конвой». В Советском
Союзе в 1988 году также был выделен частотный диапазон для «Гражданской радиосвязи», но
вначале, широкого распространения не получил – «возможность появилась», но отсутствовало
radiochief.ru
7
оборудование. «Военная промышленность с конверсионным уклоном» среагировала на новую
потребность, но при отсутствии конкуренции и рыночных отношений, создать оборудование с
приемлемым соотношением «цена-качество» так и не удалось. Рации «для дома, охоты и
рыбалки» получались но, либо дорогие, либо не качественные. Со временем началось
заполнение пустующей ниши различной зарубежной продукцией, что успешно продолжается и по
сей день.
В 1992-94 годах, из Польши впервые было завезено радиооборудование «Гражданского
диапазона», и в месте с ним пришла и «культура общения по рации» между водителями
грузовиков. Не без помощи кризиса 1998 года и вплоть до 2000 года, радиообмен на 15-м канале
носил разовый характер. Со временем, когда финансовая ситуация стабилизировалась, началась
массовая радиофикация водителей грузовиков.
Цели гражданской радиосвязи
Потребность в технической и просто человеческой взаимопомощи, необходимость
своевременного оповещения о проблемах на дороге и, самое главное, осознание того, «ЧТО ТЫ
НЕ ОДИН», вот ради чего пользуются связью водители-дальнобойщики.
Специфика труда дальнобойщика - жёсткий график перевозок, связанная с ним повышенная
физическая нагрузка на водителя, необходимость контроля за меняющейся дорожной
обстановкой и обычные для наших трасс «неприятные неожиданности» - всё это привело к
непрерывному взаимодействию между водителями в режиме реального времени. Возможно, по
этим причинам эфир на трассе не замолкает ни на минуту.
Радиосвязь, используемая для взаимодействия в таких ситуациях, называется «оперативной».
Многими этот вид связи считается элементом активной безопасности транспорта, и «не без
оснований». Достойной «технической альтернативы» ей пока нет и, к сожалению, вряд ли она со
временем появится.
При всём разнообразии и совершенстве новейшего современного коммуникационного
оборудования: навигационных систем, «антирадаров», разнообразной аппаратуры сотовой связи,
систем удалённого доступа в Интернет, ни одно из этих устройств в отдельности, ни все они, «в
совокупности» в кабине грузовика не предоставят водителю возможностей, реализуемых «в
считанные секунды» с помощью простой системы оперативной радиосвязи.
Причина такой без альтернативности очевидна: перед новыми техническими средствами никто и
не ставил целей «взаимодействия».
Цели конечно, ставились, но немного другие - новомодный «хай-тэк» предназначен:
для получения «разового» дохода при продаже;
для регулярного поступления средств за его использование («биллинг», «трафик»,
«роуминг»);
для получения стабильного дохода при выпусках «программного продукта»
(«перепрошивки»).
Перспективы безрадостные но, пока разрешена радиосвязь «Гражданского диапазона частот» - на
трассе возможно круглосуточное оперативное взаимодействие в режиме «реального времени».
radiochief.ru
8
Существуют «легенды» о возможности прослушивания с помощью радиостанций Гражданского
диапазона частот переговоров «служебных» раций. Смею Вас заверить – это не так. Каждая
ведомственная служба, например ДПС - ГАИ, пожарная охрана, скорая помощь и любая другая,
имеют собственные системы и каналы связи, выделенные государством радиочастоты, которые
никоим образом не пересекаются с частотами гражданского диапазона.
Регистрация Си-Би радиостанций
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 октября 2011 г. №837 в России НЕ ТРЕБУЕТСЯ
регистрация Си-Би радиостанций. Новые правила вступили в силу с 10 ноября 2011 года на всей
территории Российской Федерации!
Раздел 2. Автомобильные радиостанции диапазона 27МГц
Тем, кто знаком с понятиями «сетки» и «нули-пятёрки» и никогда не ошибался «нащёлкав»
тумблерами и «накрутив» ручками какие-то непонятные настройки, все здесь изложенное будет
неинтересно, и этот раздел можно смело пропустить. А если вы не знакомы с этими терминами,
то ниже мы расскажем о «сетках частот» и их обозначении, разберём вопрос о «стандарте
частоты» устройстве рации, органах управления и основных ошибках пользователя, связанных с
«кручением регуляторов» и «щелканьем тумблерами».
В России и за рубежом выпускается масса различных радиостанций, работающих в диапазоне
частот 27МГц. Исторически сложилось так, что для приёма/передачи обстановки на
автомагистралях применяют режим «АМ». Почему «АМ» – об этом ниже.
Во некоторых радиостанциях выпускаемых в России рациях отсутствует «АМ», поэтому – дальше
речь пойдёт об импортной продукции.
Сетки частот
В зависимости от назначения, радиостанции могут быть 40 или более «канальными». Группы по
40 каналов называются «сетками»; Каждой сетке присвоено «латинское буквенное обозначение».
40-ка канальные рации – «односеточные», в них всего одна сетка частот - «центральная», без
букв. В зависимости от производителя одна и та же «центральная» сетка может называться по-
разному, например:
в радиостанциях «Maycom» и «Yosan» это буква «с»;
в радиостанциях «Midland/Alan» она-же обозначена буквой «d»;
в радиостанциях «MegaJet» в моделях с тремя сетками, обозначение «центральной сетки»
отсутствует;
в радиостанциях «Dragon» МК-407 и «Joker» 108 эта сетка обозначена как «е»;
в радиостанциях «Optim» 778 и Apollo1 центральная сетка обозначена как d;
Стандарт частоты
В современной России, Европе, да и в некоторых других странах для связи на автодорогах
используется частота 27.135 МГц, модуляция АМ. В народе называемая каналом
дальнобойщиков. В четырёх «особенных» странах - в бывшем СССР, в Польше, Беларуси и на
Украине рабочая частота другая 27.130МГц. Россияне знают, что автомобили «из оставшихся трёх
стран» слышно «между 14м и 15м каналами». Разница между стандартами «в полканала» –
radiochief.ru
9
печальное наследие «холодной войны». В те времена «в целях конспирации» во избежание
разглашения конфиденциальной информации, в СССР был изменён «стандарт частот».
Стандартная европейская и американская сетки частот были сдвинуты вниз на 5кГц. Появилась эта
самая «разница» (27.135МГц – 5кГц = 27.130МГц). С кем и «во имя чего» продолжают «воевать» в
21-м веке оставшиеся три страны, наверняка знают только Польские «щебёночно-стояночные
радисты», которые берутся сбивать Заводскую настройку «в нули». Большинство импортных
раций приобретаемые в России имеют стандарт частоты – «в пятёрках». Многие из раций имеют
возможность программирования стандарта частоты и выходных мощностей. А иногда и кнопку
быстрого переключения из нулей в пятерки и обратно. На дисплее таких аппаратов индицируется
стандарт частоты и уровень выходной мощности в режиме «АМ», например:
индикация «RU» на аппаратах Алан -78/48 «нового образца» соответствует единому
стандарту, используемому сейчас в РФ, пятерки;
индикация «PL» или «PX» на их дисплее соответствует стандарту «холодной войны», нули;
индикация «d», «de» или «d2» на дисплее и значок «Low», показывают, что рация
находится в «Немецком стандарте» - в «пятёрках», но мощность передачи всего 1 (один)
Ватт в режиме «АМ».
Встречаются, и довольно часто, радиостанции из Европейских стран, в которых нет модуляции АМ,
там действует правила CEPT который разрешает работать только в FM. Обычно, они приходят с
автомобилями из Бельгии, Голландии и Германии. Связаться в АМ-е с их помощью нельзя.
Устройство радиостанции
Непосредственно сама радиостанция состоит из нескольких устройств – передатчика, приёмника
и усилителя звука. Передатчик и приёмник рации используют «по очереди» антенну и усилитель
звука. Приёмо-передающие устройства, использующие что-либо «по очереди» называются
«трансиверами», что и написано на упаковке рации.
Передатчик. Стандарт мощности
Передатчик радиостанции – сложное электронное устройство, требующее подключения к
правильно установленной, исправной и настроенной антенне, от состояния которой зависит
работоспособность рации на передачу. Значение мощности передачи стандартизовано в каждой
стране и существенно различается, например, по России, в АМ допустима мощность до 4 Вт, в
Германии мощность в режиме АМ допустима не более 1-го Ватта;
Чем вызван столь малый уровень мощности передачи? Только «целесообразностью» и заботой о
здоровье «пользователя» рацией, ведь говоря о «передаче», имеются ввиду излучение
радиоволн, ну и конечно же для того, чтобы не перегружать эфир.
Мощности свыше 4-ти Ватт в России запрещены, так же как и применение «усилителей»
мощности. На самом деле усилители использовать можно, но лишь в том случае, если это
необходимо для спасения жизни людей или в зоне бедствия.
Ну а «накручивание мощности» сверх 10-ти Ватт у многих современных радиостанций - обычный
маркетинговый ход производителя. В реальных условиях эфира выигрыш по дальности будет
незначителен.
radiochief.ru
10
Приёмник радиостанции
В процессе работы радиостанция находится преимущественно в состоянии «приёма».
Встречаются рации, высокой и регулируемой «ступенчато и плавно» чувствительностью. Все
радиостанции весьма чувствительны на приём. Если сравнивать её с магнитолой и телевизором,
чувствительность рации выше в тысячи раз, так как принимать ей придётся не
многотысячеваттную FM-ную вещательную станцию с радиовышки, а слабый радиосигнал
маломощной рации с автомобиля Вашего коллеги.
Все радиостанции имеют «аппаратную защиту от эфирных помех». Наиболее «защищёнными»
считаются аппараты с многочисленными «ручными и автоматическими» органами управления,
однако, увеличение количества органов управления создаёт соблазн их «кручения». О печальных
последствиях «кручения и переключения» - будет описано ниже.
Органы управления радиостанцией
Любая модель радиостанции имеет органы управления.
Для управления «приёмом и передачей» служит кнопка «РТТ» - «нажать, чтобы говорить»,
именно она называется тангентой и расположена она на гарнитуре вместе с микрофоном.
Гарнитура - проводной пульт управления режимами радиостанции. На ней может находиться
управление выбором каналов и другие переключатели. Переключать каналы можно также и с
передней панели рации.
На передней панели радиостанции расположены:
переключатель каналов «CH», бывают «кнопочные» и «валкодерные» (вращением)
переключатели;
выключатель питания «ON/ OFF», обычно, совмещённый с регулятором громкости
«VOLUME»;
ручка регулятора «отсечки» уровня шумов «SQ», ошибочно называемый «дальность».
Реальным регулятором «дальности приёма» - является ручка с надписью «RF Gain (RGF)»
или кнопка/тумблер «Local/DX». Предназначены эти регуляторы для снижения
чувствительности приёмника рации в условиях сильных помех.
разъём для подключения гарнитуры «MIC», иногда есть регулятор громкости на передачу
«MIC Gain»;
На задней панели рации есть разъёмы для подключения антенны «ANT» и для дополнительного
громкоговорителя «EXT.SP».
Устройства индикации радиостанции
На передней панели любой радиостанции есть индикация режимов работы. Некоторые
радиостанции имеют жидкокристаллические многоцветные или «чёрно-белые» индикаторы с
подсветкой лампочками накаливания либо светодиодами. Встречается многоразрядная
индикация уровней приёма и передачи в виде шкалы «из сегментов» или «кубиков».
Цифры над шкалой из кубиков соответствуют «количеству баллов» принимаемого сигнала, когда
рация находится в режиме приёма. Это так называемый S-метр, измеритель силы принимаемого
сигнала. В режиме передачи «методом подсчёта количества кубиков» можно примитивно
radiochief.ru
11
диагностировать состояние передатчика или антенны. Однако надо помнить, что процесс
считывания «уровня чего угодно» во время управления автомобилем часто приводит к ДТП.
Бюджетные, недорогие аппараты имеют упрощённую светодиодную индикацию основных
режимов работы, таких как номер канала и «приём/передача». Режим передачи обозначается
символом «ТХ» обычно светодиодом красного цвета; индикация режима приёма «RX» - почти
всегда зелёного цвета.
Ошибки управления и настройки радиостанции
Наиболее частой ошибкой водителя являются попытки УПРАВЛЯТЬ рацией в процессе вождения
автомобиля.
Регуляторы как правило бесполезны при перемещении автомобиля, так как в движении меняется
радио обстановка – то есть, происходит изменение условий приёма и передачи СНАРУЖИ
автомобиля. Высоковольтные линии, невидимые в ночное время, кабели, проложенные под
дорогой, смена погоды, обгоняемые или обгоняющие Вас автомобили с неисправным
зажиганием, всё это может создать помеху Вашему приёму или не позволит другому водителю
принять Ваш сигнал.
Именно эти изменения и создают «иллюзию» необходимости «крутить ручки» и щёлкать
тумблерами. Многие окончательно «путаются» и, «убив регуляторами приём», выключают
радиостанцию.
Перечислим органы управления рацией, которые способны «лишить Вас связи»:
Это ручка «RF Gain» или управление усилением приемника, переключатель режима «АМ-ФМ»,
кнопки каналов и сеток, переключатель «Local/DX» и «CB/PA»; кнопка «Dual Watch (DW)» и
«SCAN».
Если Вы используете рацию для работы, то, кроме ручек «громкость и шумы», другие органы
управления Вам не нужны или нужны, но гораздо реже чем вам может показаться. Более того,
существует массовое заблуждение, что при помощи регуляторов на рации можно изменить
качество передачи:
Только и исключительно регулятор «MIC Gain » то есть «усиление микрофона» влияет на
громкость передачи. У 90-та процентов раций нет органов управления передачей кроме клавиши
«нажать чтобы говорить» на гарнитуре. Теперь, перечислим регуляторы и переключатели,
которые не влияют на качество и дальность передачи:
Это ручки «шумоподавителей», громкость, усиление на приём, кнопки памяти и переключения
каналов. То есть, если Вы нажали на «передачу» и крутите ручки «шумы и громкость» - никаких
изменений качества Вашей передачи в эфире не произойдёт!
Вывод: Органы управления приёмом рацией не влияют на передачу. Это, вроде бы, очевидно.
Рации с ручками, кнопочками, переключателями и красивой индикацией удобны для
стационарной эксплуатации. Квалифицированный радиолюбитель, находясь дома на кухне или в
радиоклубе при поиске «дальних связей» либо радиооператор такси в помещении диспетчерской
службы могут сколько угодно крутить ручки, щёлкать тумблерами и «считать кубики» на
индикаторе, при этом, не отвлекаясь от управления средством повышенной опасности в условиях
radiochief.ru
12
интенсивного движения. Скорее всего, намучившись с управлением, ручками и тумблерами,
многие приобретают рации «с автоматическим шумоподавиелем». Некоторые радиостанции
имеют эту удобную функцию – автоматический контроль уровня шумов или ASQ. Ошибочно
предполагать, что эта функция разом решит все проблемы с «шумами» в эфире при
использовании в автомобиле.
Использовать функцию ASQ «по прямому назначению», то есть, насладиться её возможностями «в
полном объёме» можно, когда рация используется в режиме FM и при уровне принимаемого
сигнала не ниже среднего, например: в качестве базовой рации в помещении диспетчерской
такси или в автомобиле такси для приёма информации базовой рации. В AM она работает
плоховато, а зачастую вообще не работает, как положено.
Теперь о том, что интересного для Пользователя рации может найтись в Заводских Технических
характеристиках.
Инструкция радиостанции
Само собой, в упаковке каждой рации есть Инструкция по её эксплуатации. Каждым Заводом
радиостанции наделены Техническими характеристиками,
1. Общие характеристики:
количество рабочих каналов
частотный диапазон
способ управления частотой
диапазон рабочих температур
диапазон значений постоянного напряжения питания
габаритные размеры и масса
2. В характеристиках приёмника указаны:
тип приёмника
«промежуточные частоты преобразования»
чувствительность приёмника
выходная мощность звука
значение потребляемого тока в режиме ожидания
3. Передатчик представлен следующими характеристиками:
значением выходной мощности
глубиной модуляции в режиме АМ
полосой частот звука, передаваемой в эфир
значением выходного «волнового сопротивления»
потребляемый при передаче ток
Заводские Технические характеристики предназначены для специалистов в области связи.
Производителем гарантируется соответствие указанных в инструкции технических характеристик в
течение всего эксплуатационного периода радиостанции, при обязательном соблюдении
Покупателем Правил эксплуатации!
radiochief.ru
13
Что здесь есть полезного для Потенциального покупателя:
Во-первых – это диапазон рабочих температур – не ниже минус 10, но не выше плюс 55 градусов
Цельсия.
При температурах выше 55 градусов радиостанция, скорее всего «откажет». Разместив «у печки»
или оставив «на солнце», Вы её однозначно перегреете.
«Переохлаждение» рации «не грозит», гораздо более опасен конденсат при её «оттаивании»
методом включения. Многие встречались с проблемой, когда в первые минуты работы
автомобиля рация «не подаёт признаков жизни». Такую рацию оставляют включённой и ожидают
«чуда воскрешения». Чудо происходит - через несколько минут или несколько десятков минут
появляется приём, начинает срабатывать ручка подавления шумов, появляется передача. Однако
счастье длится недолго – при вскрытии таких раций на плате с деталями видны следы «высохших
капель», обычно на самых важных частях рации. Если рация «оттаивает» включённой, скорее
всего она выйдет из строя «замкнутая водой» - конденсатом.
Во-вторых – весьма «ВАЖЕН» диапазон напряжения питания, но об этом читайте - в специальном
«Разделе».
В-третьих – важным является значение чувствительности приёмника. Например: рация со
значением чувствительности «1.0 мкВ» в два раза менее чувствительна, чем рация с «0.5 мкВ».
Для информации: Что такое «0.5мкВ»? Это значит, что радиосигнал напряжением «половина от
ОДНОЙ миллионной доли Вольта» будет принят и распознан Вашей рацией, если он был передан
от другой исправной рации.
Многие современные радиостанции имеют чрезвычайно высокую чувствительность.
Пользователь принимает избыточно дальний приём за неисправность рации.
В-четвёртых - выходная мощность звука радиостанции «всего лишь» 2 (ДВА) Ватта.
Часто в автомобиле присутствует магнитола мощностью ЧЕТЫРЕ по 50 Ватт. Даже при
«половинной» громкости звука магнитолы рация «проиграет» по громкости в 50 раз. Вот по этому
так часто слышны «переспрашивания» в эфире - в кабине у «переспрашивателя» идёт «неравная
битва» двухваттного приёмника рации и двухсотваттной магнитолы. Не сомневайтесь - победит
магнитола! Отчасти, проблему поможет решить дополнительный громкоговоритель,
размещённый рядом с рабочим местом водителя.
Ещё об усилителе звука рации: В тех. описании изложено:
«… на нагрузке 8 (ВОСЕМЬ) Ом» – это значит, что 4-х Омный динамик от магнитолы к рации
подключать нельзя. Громкость приёма от подключения «прорезиненного» динамика не
увеличится, но ДВУКРАТНО перегруженная рация сгорит.
В-пятых - выходная мощность рации в режиме передачи равна 4 –м Ваттам.
Мощность передачи у разных раций может быть от 1-го до 20-ти Ватт. Выходная мощность - это
количество энергии, передаваемое рацией в режиме передачи в исправную антенну. То есть:
«рация в 4 Ватта не «на дальность в 4 км», а 10-ти Ваттная не на 10». Зависимость «дальности от
мощности» - существует, но об этом - в отдельном «Разделе».
radiochief.ru
14
Последнее - полоса частот (качество звука), передаваемая в эфир (и принимаемая тоже) – от 300
Гц до 2.5 тысяч Гц; Не ждите от «АМ-ной» рации качество приёма как у магнитолы при приёме FM
вещательной станции. Рация нужна для отчетливой передачи человеческого голоса, а не музыки.
В результате чтения документации мы выяснили, что радиостанции различаются:
мощностями передатчика, чувствительностью приёмника, выходной мощностью звука,
количеством рабочих каналов,
возможностью либо отсутствием «быстрого» переключения частотных стандартов «из
нолей - в пятёрки»;
наличием функции «ASQ», фильтрами эфирных шумов «ANL» или их отсутствием;
Различны также цвета передних панелей и подсветок дисплея, а также количество
«функционально полезных» и «приятно - бесполезных» органов управления и индикации.
Например, на некоторых рациях кнопочки при нажатии приятно пикают или, заводом
предусмотрена возможность изменения цвета и яркости подсветки в зависимости от настроения
радиооператора.
Не следует отрицать существование и столь существенного отличия раций, как степень раскрутки
или «известность» торговой марки, но об этом не здесь - а в цветных рекламных буклетах
производителей радиооборудования.
Определение «назначения радиостанции»
Вопрос «Заводского назначения» является наиболее «спорным» с точки зрения Потребителя.
Формулировки типа «…а какая разница…» можно услышать практически «через одного» клиента.
Речь пойдёт «о различиях» между рациями исключительно в «техническом смысле» этих
различий. Проблематики «пиканья кнопок» и различий цветов подсветки мы касаться не станем.
Любой Покупатель в магазине «Инструменты» видел «странную разницу» в ценах на одинаковые,
казалось бы вещи, например: «аккумуляторные дрели» или «гайковёрты», внешне очень
похожие, стоят «по разному в РАЗы».
Продавец, объясняя разницу в цене, формулирует так: «… дрель Спарки – профессиональная,
гайковёрт «Борк» - для использования в быту…». Добавить тут нечего – торговец ответил «честно и
немногословно».
Аналогичная разница в назначении существует и у кофеварок, холодильников, жарочных шкафов,
кофемолок и другой полезной техники. Внешне, эти изделия очень похожи, отличается цена по
причине назначения. Аналогичная ситуация и с радиооборудованием. Разбираясь с причинами
ремонтов раций, обнаружились достаточно серьёзные отличия в их «начинке». После чего, как в
этой стране принято, пришлось обратить внимание на текст Заводской инструкции. Оказалось, что
назначение рации указывается Заводом в инструкции либо «однозначно» либо «есть варианты».
Например: радиостанции для использования в быту.
В инструкции таких устройств многократно изображён легковой автомобиль и варианты
установки на него антенн;
Либо, в тексте есть слова «...modern cars...», что переводится как «современный легковой
автомобиль».
radiochief.ru
15
Также, выпускаются рации «для полупрофессиональной» эксплуатации.
В названии, техническом описании или на упаковке таких аппаратов также указано применение:
например - слово «TRUCK» в названии. «TRUCK» переводится как «грузовик»;
иногда на упаковке нарисован грузовик.
Существуют и радиостанции «универсального» применения. Бывает, что в инструкции есть слова
«cars/truck», это значит – Завод не ограничивает возможности применения, однако «начинка
рации» выполнена с учётом возможности интенсивной эксплуатации. Встречаются в продаже
также рации с неизвестным «назначением», то есть «Товар». В таких случаях, информация о
возможности применения рации в инструкции отсутствует «в принципе». Бывает, что даже самой
инструкции на рацию в упаковке нет.
Объяснить такое можно только предположив, что Отдел Маркетинга Фирмы считает - торговая
марка так раскручена, что покупателя от принятия решения в её пользу не остановит ничто.
Удивительно, но подобный трюк срабатывает на все сто.
Почему для Пользователя «назначение» рации может оказаться важным. Иногда, Продавцы
раций отказывают Покупателю в Гарантии. Причина тому - подпись в Гарантийном талоне после
слов: «...с условиями эксплуатации и гарантии ознакомлен и согласен».
Отказывают обычно по причине нарушения Клиентом любого одного из правил эксплуатации,
изложенных в инструкции. Правил немного, это: соблюдение назначения, температурного
режима, режима питания, состояния антенны и прочие. Несоблюдение Правил эксплуатации
приводит к преждевременному выходу раций из строя, поэтому и отказывают.
Вспомним про магазин «Инструменты». Представьте, что установщик стеклопакетов принёс дрель
фирмы «со смешным названием» с претензией на её плохую работу. Смешно? Правильно,
профессионал не использует «бытовую технику» в качестве инструмента. Инструментом он
зарабатывает, а не создаёт себе проблему.
Теперь про эксплуатационную надёжность рации, являющуюся следствием Заводского
«назначения». Принципиальна ли разница между радиостанциями «на грузовик» и «другими»?
Разница такая же, как между «грузовиком» и «легковушкой». И то и другое является
транспортным средством, имеет руль, педали, колёса и крышу. Оба транспортных средства
управляются водителями, только один из них «профессионал», а другой «автолюбитель».
Не следует отрицать, что многие водители- профессионалы пользуются «недорогой рацией» и не
имеют проблем с эксплуатацией. Такое действительно возможно. Обычно, бытовые рации «живут
долго и счастливо» у аккуратных и технически грамотных Пользователей;
К сожалению, в основной массе дело обстоит не так «красиво», бытовая техника приносится в
ремонт с «завидной регулярностью». Практика ремонтов подсказывает, что различия между
рациями есть, и они «откровенно технологические». На любом радиозаводе есть технолог,
который знает, что производство электроники «для быта» требует соблюдения жёстких
санитарных норм. При изготовлении «электроники для быта» недопустимо применять припои с
содержанием свинца. Почему свинец недопустим?
radiochief.ru
16
Любое электронное изделие, в том числе и рация, в процессе работы выделяет тепло. Следствием
нагрева будет выделение паров свинца. Припоя в любой электронике десятки грамм, из них почти
половину составляет свинец.
Свинец чрезвычайно токсичен и является смертельным ядом, поэтому в быту он недопустим.
Если эксплуатировать изделие в условиях тряски и перепадов температуры - то в пайке
образуются трещины. Эксплуатация «изделий бытовой электроники» в условиях не указанных
Заводом приводит к их преждевременному выходу из строя, что подтверждается статистикой
регулярных «пропаек» раций «для быта».
Теперь о том, в чём «Профессионализм» использования рации водителем грузового автомобиля,
ведь водитель не зарабатывает денег использованием рации? Водитель «с рацией в кабине»
управляет большегрузным автомобилем «за ДЕНЬГИ». Управление грузовиком это «работа» -
«износ здоровья на возмездной основе», то есть первый «признак» профессионала.
Рация в грузовом автомобиле – тот же самый профессиональный инструмент, как лопата для
землекопа, молот для кузнеца или дрель для установщика стеклопакетов. То есть – как бы
цинично это не звучало - свинец в пайке водителю грузовика «навредит ничуть не больше», чем
тяжёлые условия труда, нерегулярность и неадекватность его оплаты. Поэтому, в производстве
«инструмента» использование свинцово-оловянных припоев ДОПУСТИМО. Припой со свинцом
более «эластичен», «ресурс» изделия электроники становится выше в РАЗЫ.
Более того, все массивные радиоэлементы в профессиональных и полупрофессиональных рациях
надёжно закреплены на плате, безвыводные детали до пайки – приклеены, резьбовые
соединения зафиксированы лаком или краской, и элементы «подстройки» - залиты специальным
составом, регуляторы и органы управления легко заменяемы и «унифицированы».
Неисправности радиостанций
Радиостанции выходят из строя в силу массы причин. Чаще всего, нарушают правила эксплуатации
раций. То есть, бытовую электронику повсеместно используют в качестве «профессионального
инструмента». По окончании ресурса, начинаются «мелкие» и неприятные отказы раций, горят
лампочки подсветки, «хрустят» регуляторы, «качаются ручки», «тоненький» витой шнур тангенты
«замотан» изолентой в двух- трёх местах.
Через год-полтора после приобретения такое изделие впервые приносят в ремонт. Через месяц-
второй она снова в ремонте, но по другой причине. Дальше – больше. Вроде бы и разовая
стоимость «починки» невысока, но носить приходится достаточно часто. Причина «ношения»
очевидна – ресурс «бытовой» техники рассчитывался Заводом для эксплуатации согласно
требованиям для быта. Соблюсти «тепличные условия» в кабине грузовика – проблематично.
Вторая причина - окончание срока эксплуатации естественным образом. Всем известно, что
абсолютно любое электронное или механическое устройство, независимо от назначения и
интенсивности эксплуатации, имеет срок службы в годах. Несмотря на это, постоянно в ремонт
приносят «доисторические» 1991- 1995гг. рации, срок службы которых был исчерпан в конце
прошлого века.
Рассчитаем приблизительно срок службы рации, используя её для поездок на дачу в легковом
автомобиле. Ресурс берём из ГОСТ, он равен 12,5 тысячам часов эксплуатации для бытовой
radiochief.ru
17
электроники. С мая месяца по октябрь – шесть месяцев по четыре недели. Рация находится в
эксплуатации 24 недели в году. То есть, количество поездок в год 24 раза туда и обратно по три
часа в один конец. В неделю рация включена 6 часов.
За год эксплуатации в таких условиях количество рабочих часов составит 144. Преимущественно –
в режиме приёма.
Даже по причине исчерпания ресурса (12500 часов) бытовая рация в легковушке из строя не
выйдет.
С грузовиками - ситуация другая в принципе. Водитель выключает рацию только на время сна, в
сутки рация включена 16 часов. За 10 суток на грузовике количество рабочих часов рации
превысит ГОДОВОЙ ресурс той же самой рации на легковушке. В каком автомобиле чаще
пользуются рацией на передачу – Вы знаете лучше меня. Кроме того, в грузовике присутствуют как
перепады температуры и напряжения, так и тряска, удары и вибрация. Расчётный срок службы
«простенькой» рации на грузовике 2 года 3 месяца, что подтверждается статистикой обращений в
ремонт.
Для информации – иногда после года работы бытовой рации на грузовике в ремонт приносили
гарнитуры с полностью изношенными пластмассовыми осями рычага передачи и рассыпанными
на части переключателями. Намного чаше, чем по причине окончания эксплуатационного
периода и исчерпания ресурса, рации оказываются в ремонте по абсолютно противоестественным
причинам. Обычно, выход из строя раций происходит «не без помощи» хозяина:
после подключения в обратной полярности или к 24-м Вольтам;
после «обхода» предохранителя или установки «жучка»;
в результате длительной эксплуатации с неисправной или «нештатной» антенной;
после касания антенной за провода под напряжением;
попыток «межвидового скрещивания» с похожими гарнитурами от других раций;
В ремонт такое изделие приносится после оплавления проводов питания со следами возгорания
«открытым пламенем» внутри. После такого «надругательства» устройство обычно подлежит
«утилизации».
Как проще всего определить целесообразность ремонта?
Ориентировочную цену ремонта можно определить, зная, какие «усилия» были предприняты для
её вывода из строя.
Профилактика ремонта радиостанций
Звучит «парадоксально», но профилактика ремонта радиостанций возможна.
Что надо сделать, чтобы радиостанция не создала Вам проблем?
Во-первых – НИКАКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Во-вторых – ознакомьтесь с Разделом об антеннах раций и требованиям к ним.
В-третьих – изучите требования к питанию рации и выполните их ВСЕ.
radiochief.ru
18
И никогда не подключайте к своей рации «похожую» на Вашу гарнитуру. При «внешней схожести»
и совпадении «дырочек» в разъёме, ТАНГЕНТЫ могут быть РАЗНЫМИ.
О выборе радиостанций
При посещении магазина электроники или рынка Покупателем обычно задаётся вопрос – какая из
раций «хорошая и недорогая»? Злые шутники «по ту сторону прилавка» отвечают – « Вы
поставили взаимоисключающую задачу - хорошее не может быть дешёвым». Возможно, в чём-то
они правы, но не поймите их слова буквально.
Кроме «технологических» различий производства раций и разницы их «технических
характеристик», при выборе необходимо учесть массу факторов. Необходимо определиться с
целью приобретения рации, знать характер её будущего использования. В редких случаях
приобретение любой модели рации на автомобиль вообще нецелесообразно, так как добиться её
работы «хоть на «троечку с минусом» на некоторых конкретных моделях автомобилей удаётся не
всегда. Есть и автомобили не совместимые с хорошей связью. Мы вернёмся к проблеме выбора
после рассмотрения всех возможных «зависимостей».
Завершим раздел о рациях подведением итогов:
Рации с большим количеством ручек удобны для стационарной эксплуатации.
Рации с «автоматом шумоподавления» прекрасно работают в сетях радиотакси в режиме
ФМ, в АМ на трассе с такой рацией можно «пропустить» массу полезной информации или
наоборот, услышать достаточно лишней.
Рации с количеством каналов от 120-ти до 400-т хороши для любительских целей.
То есть - все рации, кроме «поддельных», предназначены для связи но с разной целью!
Поддельные же рации созданы для «подрыва экономики» производителей настоящих
фирменных раций. Не следует делить фирменные аппараты «на плохие и хорошие», как было
указано выше - рации различны по назначению, удобству пользования, внешнему виду, цене и,
конечно «авторитетности» Торговой марки. Хотя у любого производителя есть и откровенно
неудачные модели, а есть и хорошие. Однако, не меняйте сходу «некрасивую» рацию, если она
Вас по какой-то причине не устраивает. Разберитесь с причинами её «плохой работы». Эти
причины чаще всего даже не связаны непосредственно с самой рацией:
первое: Обратите внимание на качество электропитания рации и состояние проводки
автомобиля;
второе: Весьма важным является состояние настройки антенны и качество её монтажа;
третье: На приём могут отрицательно влиять штатные электроприборы, либо купленное
Вами дополнительное электрооборудование. Заменив исправную «старую рацию» на
«новую», обычно ожидают радикального изменения качества связи;
В случае, когда предыдущая рация была исправной и не контрафактной, «чуда» не происходит,
так как все радиостанции обладают заданными Заводом «техническими характеристиками»:
мощностью передатчика;
чувствительностью приёмника;
наличием либо отсутствием многочисленных «полезных и бесполезных» органов
управления и индикации;
radiochief.ru
19
«эксплуатационной живучестью» (от полутора до 6-ти лет);
Только контрафактные изделия, похожие на рации, не обладают никакими техническими и
эксплуатационными характеристиками. Помните - любую исправную рацию можно «запросто»
вывести из строя, нарушив любое одно из Правил эксплуатации.
Не ищите в «Руководстве пользователя» рации информацию «о дальности» и
помехоустойчивости. Независимо от цены, модели, страны-производителя рации, внешнего вида
и степени «раскрутки» её Торговой марки, интересующая ВАС информация о дальности и
помехоустойчивости в «инструкциях» отсутствует. «Дальность» не свойство отдельно взятой
рации - это результат сложения многих факторов, с которыми мы ознакомимся в следующем
разделе.
Раздел 3. Дальность связи
Вопрос «о дальности» - второй по значимости для Покупателя, после «цены». Мы перечислим
факторы, влияющие на приём и передачу, рассмотрим реальные ситуации на трассе и проблемы с
«дальностью», с которыми Вы, к сожалению, сталкивались.
От чего зависит дальность связи
Во-первых, следует различать:
«дальность двусторонней связи», то есть – расстояние уверенной связи между парой
автомобилей;
от «дальности передачи» - или, на каком расстоянии Вас слышно;
и «дальности приема», - на каком расстоянии можете принять Вы;
Обычно, водители «слушают» обстановку на трассе, поэтому начнём именно с «дальности
приёма».
1. « Дальность приёма» - результат сложения 6-ти «физических» и одного «неудачного
человеческого» факторов:
Она зависит от «физической» высоты установки антенны на автомобиле и качества её монтажа;
от состояния (физического износа) самой антенны;
от состояния настройки антенны на рабочую частоту;
от уровня помех в эфире в месте нахождения автомобиля;
от качества электропитания радиостанции, а именно – от уровня и характера помех
приёму в проводке;
от чувствительности приёмника Вашей новой рации;
Почему на последнем месте в списке зависимостей находится чувствительность новой рации на
приём? Зависимость «дальности приёма» от состояния антенны, помех и питания несравнимо
большая, чем от чувствительности новой рации. Почему, говоря о чувствительности рации, везде
добавляется слово «новой»? Под словом «новой» мы подразумеваем, что рация исправна, что в
неё никто не лазил, не крутил сердечники катушек и органы подстройки внутри неё, что она не
выработала «ресурс», не была «пролита водой» и прочее…
И, самый главный, СЕДЬМОЙ фактор:
radiochief.ru
20
Наиболее отрицательное влияние на дальность приёма оказывает наличие в кабине автомобиля
«человеческого» фактора.
Завёрнутый этим « фактором» вправо до упора регулятор «шумоподавления», или «не вовремя
нажатая» кнопка ASQ, может снизить дальность приёма в РАЗы.
От чего дальность приёма не зависит
Во-первых, дальность приёма не зависит от степени «раскрутки» Торговой марки производителя
рации. Любые рации любого Производителя, если находятся в одинаковых условиях, принимают
практически, на одном и том же расстоянии. Различается лишь громкость и качество звука у
разных моделей раций.
Во-вторых, дальность приёма не зависит от подключения между рацией и антенной усилителя
мощности. От наличия такого усилителя может повлиять на дальность передачи. Уверяю Вас,
«слышать дальше» с усилителем мощности Вы точно не станете! С тем, что влияет на дальность
приёма мы разобрались, теперь тема номер два.
2. «Дальность передачи». Она, как и дальность приёма - «плод совокупности» факторов и
зависит:
от качества электропитания (от нагрузочной способности преобразователя и
«достаточности» сечения проводов питания рации);
от высоты установки и качества монтажа антенны;
от физического состояния антенны и настройки на рабочую частоту;
... и от мощности радиостанции «на передачу».
Снова «на последнем месте» - Заводская характеристика рации – мощность передачи.
На практике, разрешённых 4 ватт выходной мощности вполне достаточно для передачи
оперативной обстановки на расстояние до 10-ти километров.
Теперь, о связи между двумя автомобилями:
Проблему «двусторонней связи» рассмотрим на примере стандартной ситуации:
Допустим, два грузовика, оба с исправными рациями и настроенными антеннами, разъезжаются;
Каждый из автомобилей двигается со скоростью 90 км/ч. После встречи водители пообщались по
рации 4-5 минут, но показалось, что не долго. На каком расстоянии кончились «пять минут»?
Считаем: - за 5 минут они разъехались, каждый на 7,5 км, что в сумме составит 15. Поэтому связь и
пропала.
Вывод: Если при разъезде время связи оказалось менее 3-4 минут – у Вас есть повод «навестить»
радистов, Однако, лучше «навестить» того, кто продавая Вам рацию, «обещал» 50 километров
двухсторонней связи.
Вот несколько «клинических» ситуаций, связанных с дальностью:
Проблема №1: «... мне кажется... что одного я слышу - а другого нет...». Это первая по значимости
проблема на тему «дальности». Обычно, если такое кажется, покупают новые рации, антенны и
регулярно посещают радистов с целью «кусания антенн». Однако, несмотря на регулярность
radiochief.ru
21
«кусаний» и покупок раций и антенн, качество связи оставалось прежним, то есть – как слышали
одного, так другого и не слышим.
Ответ: И тот, кого Вы слышите, и другой – кого не слышно ЕДУТ В ПАРЕ. Один из ПАРЫ исправен.
Его ВЫ слышите. Другой из ПАРЫ неисправен, поэтому его не слышно. Между ними расстояние
100-200 метров, поэтому они слышат друг друга.
Пока на трассе есть автомобили с неисправным радиооборудованием эта проблема «одного не
слышу» решена не будет.
Проблема №2: «мне кажется ... другие слышат, а я нет...». Разберём по очереди все влияния «на
приём», сравнив Ваш автомобиль с автомобилем того, кто слышит, но для начала нужно задать
себе несколько вопросов:
какова высота установки антенны на Вашем автомобиле и качество её монтажа у Вас такое
же, как у того кто слышит?;
состояние (физический износ) самой антенны у Вас такое же, как у того, кто слышит?;
настройка антенны на рабочую частоту у Вас такая же, как у тех, кто слышит?;
регулятор шумоподавления у Вас в таком же положении, как у тех, кто слышит?;
Ваша радиостанция исправна?
Ваш автомобиль заглушен?
автономка выключена?
Ваш сотовый не заряжается от прикуривателя в данный момент?
Ваш автомобиль именно той-же модели, именно той-же комплектации и качество
электропитания рации у Вас такое же, как у тех, кто слышит?;
на Вашем «спальнике» сейчас никто не смотрит телевизор через преобразователь или не
«сидит в Интернете»?
У многих возникает вопрос: … а что, всё прямо так и влияет?
Ответ: ДА, влияет, и перечислено далеко не всё.
Попробуйте поставить сотовый на зарядку или включить телевизор одновременно с работой
рации – почувствуйте разницу! С легковыми автомобилями и проблемой «не слышу» всё гораздо
и намного хуже. Добавляются «гейксеноны», активные телеантенны, навигаторы, сабвуферы,
подсветки днища и, прочее… «Примерно так» разбирается каждый конкретный случай, при
обращении с проблемой «мне кажется».
Проблема №3: «... МЕНЯ никто не слышит ...». «Кажется» такое, когда на трассе нет никого и Ваш
запрос «...ОТВЕТЬТЕ кто-нибудь...» либо адресован Вами «в никуда», либо не проходит «по
слэнгу», принятому на трассе, или никому не интересен: «...а в ответ- тишина...». Это нормально!
Возможны несколько причин:
причина номер один: «на дороге РЕАЛЬНО никого нет»;
причина номер два: «именно ВАМ не хотят отвечать» так как запрос был сформулирован
неудачно;
Отсутствие реакции на Ваш запрос не «тема» для Вашего беспокойства. Если просто интересно,
слышат ли Вас - попробуйте «продать солярку»...
radiochief.ru
22
Внезапное «оживление эфира» после «щедрого предложения» даст Вам понять, что с рацией «всё
в порядке». Не убедил? - Добро пожаловать на рынок! Там клинические случаи «лечат» продажей
новых раций и ответом из соседнего киоска «…слышу тебя отлично, где ты купил такую мощную
рацию…». Вы тоже такое слышали? До тех пор, пока на трассе отсутствует «производственная
дисциплина» и присутствует «наплевательство» на проблемы коллег – отвечать будут не дружно и
не всегда.
Если же случилось ЧУДО, и Вам ответили «...из ниоткуда» - до проблемы 12-15 минут «хода», если
Вы едете 60-70 км/ч. Очевидно, 15-ти минут будет более чем достаточно, чтобы своевременно
«принять меры». Эти 15-ти минут «запаса по времени» при скорости 60 км/ч составят 15
километров.
Дальность «от 7-ми до 15-ти км» соответствует «оперативной целесообразности».
Закрепим информацию «О ДАЛЬНОСТИ».
Итак, в каких случаях у Вас нет дальности на приём?
случай номер один - если Вам передаёт неисправный;
случай номер два - если у Вас есть неисправность любого одного компонента системы
связи, либо присутствует помеха приёму.
Теперь о том, в каких случаях у Вас нет дальности передачи:
когда в бортовой сети недостаточное напряжение - передачи нет.
когда неисправен передатчик рации или тангента;
когда неисправна антенна.
Итог:
Любого одного неисправного компонента системы связи достаточно, чтобы « пропала дальность»
в любую сторону.
Теперь о том, что имеют ввиду, говоря что «дальность есть» и «сколько это в километрах»?
Расстояние передачи
Исправные рации с исправными антеннами при достаточном электропитании передают с
грузовика на 7- 15- км. Иногда их слышно и на гораздо большем расстоянии, но такое происходит
не очень часто.
Расстояние приёма
Исправные рации с исправными антеннами при качественном электропитании и отсутствии
помехи принимают на 7- 15-ти км. Бывает, слышно намного дальше, однако настораживать
должно снижение дальности приёма менее 5-7ми километров.
Часто, задаётся вполне естественный вопрос: «почему для связи на трассе используется именно
АМ? Ведь в FM-е дальность приёма и передачи намного выше, и помехи приёму не так
заметны?».
radiochief.ru
23
Действительно, в FM-е физическая дальность приёма и передачи значительно выше. Если лично
Вам по какой то причине необходима большая дальность, Вы имеете полное право пользоваться
режимом FM. Вы даже можете выбрать любой канал связи в пределах настройки Вашей антенны
и общаться на значительно большем расстоянии.
Однако, на 15-м канале в зоне «радиовидимости» радиусом от 7-ми до 15 километров
одновременно находится несколько сот если не тысяча автомобилей. При увеличении дальности (
с переходом в FM) в эфире будет слышна КАША. Поэтому, на 15-м канале «центральной сетки»
общепринято использовать АМ именно с целью снижения дальности приёма. Кроме того,
разобрать сигнал от нескольких станций в AM гораздо проще чем в FM, где вы будете слышать
только одну самую сильную станцию.
Более того, практикой использования раций определено, что существует «оперативно
целесообразная» дальность связи. Это «не менее 7-ми и не более 15-ти км». Информация об
обстановке на автодорогах на расстояниях свыше 15-ти километров при средней скорости
автомобиля 60 км/ч не является ОПЕРАТИВНОЙ. АМ на трассе «придумали» для себя
Американцы. Они знают, что является целесообразным, а что чрезмерным.
Для тех, кто не «проникся», предлагаю «открыть «шумодав» на МКАДЕ на 15-м канале и
«насладиться обилием звуков». Если Вам удастся понять хотя бы 10% услышанной информации –
я очень удивлюсь. Примерно «такую кашу» можно будет непрерывно слушать в любой части
страны на автодорогах, если все перейдут в ФМ.
Аномальный или «сверхдальний приём», «дальние прохождения»
Иногда наблюдается «аномальное распространение радиоволн», слышно массу «дальних»
радиостанций на «чужом языке»; чаще и более качественно «эту беду» слышно в «FM».
Сверхдальний приём - природное явление, обычное для коротких волн.
Причины «аномалий» - высокая солнечная активность или грядущая смена погоды. Любители
«поговорить о погоде» занимаются сверхдальней связью, используя мощные усилители передачи.
Слышно бывает «службы такси» (в FM-е) на всех каналах. Прекращается «это безобразие» также
неожиданно, как и началось. Со сменой погоды.
Раздел 4. Антенны автомобильных радиостанций
Как выбрать антенну для связи
Выбирая радиооборудование для автомобиля, особое внимание следует уделить ВЫБОРУ
АНТЕННЫ, так как «взаимодействие» раций в эфире происходит исключительно и только «с
помощью» антенн.
До выбора антенны определитесь с целью использования радиосвязи, например:
связь необходима для общения с грузовиками на трассе;
связь нужна для работы в такси;
некоторым просто интересно – как работает радиосвязь;
Если Вами определена цель, смело приступайте к выбору антенны.
radiochief.ru
24
Вторым фактором, определяющим выбор антенны, будет высота Вашего автомобиля и способ
фиксации на нём антенны. В Салонах связи и на рынках обычно рекомендуют универсальную
антенну, ссылаясь в лучшем случае – на «максимальную дальность связи», в «худшем» - на
«совместимость» рации с антенной. Наиболее «продвинутые» продавцы произносят загадочную
фразу: ...эта антенна обладает максимальным «усилением». Как определить, «лукавит ли»
торговец?
В упаковке антенны есть «паспорт», где указаны её характеристики. Часть характеристик -
«потребительские», это высота и масса.
Есть там и «информация для спецов»:
диапазон или полоса рабочих частот антенны;
значение возможного КСВ при корректном монтаже;
значение максимальной подводимой к антенне долговременной и кратковременной
мощности;
диаграмма направленности антенны по отношению к горизонту;
«коэффициент усиления»;
О «совместимости» или «несовместимости» антенн и раций в «паспорте антенны» НЕТ ни слова.
Почему?
ВСЕ антенны с «рабочей полосой от 26 до 28 МГц» с любым значением максимальной
подводимой мощности, с любой диаграммой направленности, с любым усилением или даже без
него, при «корректной» установке на автомобиле могут быть настроены для работы с ЛЮБЫМИ
рациями этого диапазона частот. С «совместимостью» всё ясно.
Об УСИЛЕНИИ антенн
Во-первых: ВНУТРИ АНТЕННЫ усилителя НЕТ. Там находится катушка из лакированного медного
провода. В «толстых» и длинных антеннах обмоточный провод имеет большое сечение и малое
количество витков, в коротких антеннах - провод тоньше - витков больше.
Толщина провода катушки и диаметр намотки определяют значение максимальной подводимой к
антенне мощности и «ширину рабочей полосы» антенны. К усилению «толщина катушки»
никакого отношения не имеет.
Если сравнить паспорта антенн выяснится, что у ДЛИННЫХ антенн значение усиления больше чем
у коротких, так как «длинные» имеют большую высоту и у них «более пологий» угол излучения к
горизонту. На тех расстояниях, которые являются необходимыми для оперативной радиосвязи,
«угол излучения» влияния ни на что не оказывает. Разница в численном значении усиления
между «длинными и короткими» антеннами составляет единицы процентов.
Если менеджер или радист предложил Вам «самую длинную» антенну – «формально» он сказал
правду об усилении.
О дальности работы антенн
Возвращаемся к первому вопросу, а именно - «с какой целью Вы намерены использовать связь?».
radiochief.ru
25
Допустим, цель перед Вами «научная», например, «пройти тернистый путь изобретателей радио»
и Вы решили изучить пределы дальности связи для пары легковых автомобилей. Не
раздумывайте и выбирайте самые длинные антенны - под «два метра» и более.
Профессиональные радисты неспроста рекомендуют антенны максимально возможной длины,
также обязательна их ВРЕЗКА в КРЫШУ на максимально возможной высоте. Почему?
Профессиональные радисты в точности придерживаются физических принципов радиосвязи:
чем ближе размер антенны диапазона 27 мега герц к 2.7 метрам , тем выше КПД такой
антенны;
чем выше верх антенны расположен от земли - тем больше будет расчётная дальность
связи;
чем надёжнее крепление антенны в металле крыши - тем выше качество связи;
только и исключительно размещение основания антенны внутри кабины обеспечивает
100% защиту соединения от коррозии.
только антенны с катушками большого диаметра и длиной штыря около двух метров
имеют достаточную для «экспериментов» в области связи ширину рабочей полосы